Оформить заказ Продолжить покупки
x

Категории

  • Электронный документооборот
  • ОС и офисные приложения
  • Мобильные приложения
  • Автоматизация бизнеса
  • Умный дом и интернет вещей
  • Готовые решения
  • СКУД и видеонаблюдение
  • Средства защиты информации
  • Сервис

УЭК для взаимодействия с госорганами


Изначально УЭК воспринимался как средство аутентификации на сайте госуслуг для получения различных государственных и муниципальных услуг. Однако, помимо работы с сайтом gosuslugi.ru у владельцев карт УЭК есть возможность взаимодействовать с государственными ведомствами напрямую без необходимости заполнять длинные анкеты и зависеть от работы сайта, отправляя запросы и документы непосредственно в ведомство.

Сложность в том, что не все ведомства имеют технические возможности и полномочия для принятия документов, подписанных картой УЭК. Это связано еще и с некоторыми особенностями сертификата самой карты и с отсутствием регламента для принятия не только документов, подписанных картой, но и электронных документов вообще, потому что это направление находится в начале своего развития, а государственные органы, как известно, обладают некоторой инертностью, что не может не сказаться на скорости внедрения УЭК. Другой особенностью работы с госведомствами является то, что правила обмена документами автономны в каждом отдельном госоргане, что тоже накладывает свой отпечаток на возможность использования того или иного сертификата при взаимодействии с ведомством по вертикали.

Но давайте вернемся к сертификату УЭК. У него тоже есть свои особенности, например, в нем отсутствует поле ИНН, которое необходимо для взаимодействия с такими ведомствами, как налоговая служба, пенсионный фонд или фонд социального страхования. И часто возникает вопрос по поводу того, как быть, если в сертификате на УЭК не прописан ИНН физического лица. В настоящее время вопрос решается очень просто. Поскольку УЭК выдается физическому лицу (и только физлицу) и в числе обязательных документов для получения универсальной карты есть лишь паспорт и СНИЛС, то подпись на УЭК может использоваться только в тех ИС, где нет требований к дополнительным полям сертификата, или получать услуги непосредственно на сайте gosuslugi.ru. Например, сдать декларацию физического лица можно через форму на этом сайте: информация, которая есть на УЭК, берется из нее, а все недостающие данные вводятся вручную.

Однако, еcли ведомство принимает документы от физических лиц, то можно смело обращаться к нему и отправлять свои подписанные документы, не боясь, что их могут не принять. Это можно объяснить выдержкой из ФЗ-63, которая приведена ниже, и нашими комментариями.

Согласно статье 11 ФЗ-63, квалифицированная электронная подпись признается действительной до тех пор, пока решением суда не установлено иное, при одновременном соблюдении следующих условий: 

1) квалифицированный сертификат создан и выдан аккредитованным удостоверяющим центром, аккредитация которого действительна на день выдачи указанного сертификата;

Сертификат подписи на УЭК выдается аккредитованным УЦ, это можно уточнить в пункте приема и выдачи карты. 

2) квалифицированный сертификат действителен на момент подписания электронного документа (при наличии достоверной информации о моменте подписания электронного документа) или на день проверки действительности указанного сертификата, если момент подписания электронного документа не определен;

Действительность сертификата можно проверить на сайте госуслуг в личном кабинете. 

3) имеется положительный результат проверки принадлежности владельцу квалифицированного сертификата квалифицированной электронной подписи, с помощью которой подписан электронный документ, и подтверждено отсутствие изменений, внесенных в этот документ после его подписания. При этом проверка осуществляется с использованием средств электронной подписи, получивших подтверждение соответствия требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом, и с использованием квалифицированного сертификата лица, подписавшего электронный документ;

КриптоАРМ позволяет проверить принадлежность сертификата владельцу электронной подписи двумя способами: с помощью локального СОС (списка отозванных сертификатов) и СОС, полученному из УЦ.

4) квалифицированная электронная подпись используется с учетом ограничений, содержащихся в квалифицированном сертификате лица, подписывающего электронный документ (если такие ограничения установлены).

В сертификате подписи УЭК в поле «Использование ключа» вписаны базовые полномочия «Цифровая подпись, Неотрекаемость», которые соответствуют совокупности базовых объектных идентификаторов OID:

  • 1.3.6.1.5.5.7.3.4 - Защищенная электронная почта;
  • 1.2.643.2.2.34.6 - Пользователь Центра Регистрации, HTTP, TLS клиент;
  • 1.3.6.1.5.5.7.3.2 - Проверка подлинности клиента.»

Так, положительным примером для применения карт УЭК и комплекта «КриптоАРМ УЭК» является отправка документов в Роспатент. Несмотря на то что создание и отправка заявок осуществляется с помощью программного обеспечения, предлагаемого Роспатентом, иное взаимодействие и отправка дополнительных документов по заявке происходит в личном кабинете заявителя, коим может быть и физическое лицо.

Таким образом, можно смело отправлять документы в Роспатент с использованием комплекта «КриптоАРМ УЭК» и универсальной электронной карты.

Другим примером для работы с комплектом служит взаимодействие с Минфином. В случае с физлицами это прямое обращение в Минфин или получение 2 услуг:

“Предоставление сведений из государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов”

“Государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов”

В настоящее время, отправляя документы в региональное отделение Минфина, можно подписывать документы электронной подписью, но необязательно. Поэтому нет и конкретных требований к ЭП. С 2014 года это будет обязательной процедурой. То есть можно использовать УЭК, а также КриптоАРМ УЭК для подписи заявок, отправляемых в Минфин.

Помимо указанных ведомств, документы в электронном виде принимает и Арбитражный Суд РФ. Так, согласно ст. 41 п. 1 Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ) от 24.07.2002 N 95-ФЗ, “Лица, участвующие в деле, также вправе представлять в арбитражный суд документы в электронном виде, заполнять формы документов, размещенных на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в порядке, установленном в пределах своих полномочий Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.” 

Но важно учитывать, что согласно ст. 75, “Документы, полученные посредством электронной связи допускаются в качестве письменных доказательств в случаях, когда они соответствуют федеральным законам и НПА (то есть когда согласно существующему законодательству обладают юридической силой).”

Список ведомств, которым можно отправлять документы, подписанные картой УЭК, будет постоянно расширяться, и мы будем добавлять эту информацию. Однако уже сейчас можно использовать карту на госуслугах и подписывать свои заявки непосредственно на сайте. Вы можете получить карту и начать привыкать к получению госуслуг в электронном виде.

Комплект КриптоАРМ УЭК 

Специально для владельцев карт УЭК, мы выпустили комплект КриптоАРМ УЭК, который позволяет:

  • получать доступ на сайты, поддерживающие авторизацию через УЭК (gosuslugi.ru, roi.ru и др)
  • использовать карту как создания и проверки усиленной квалифицированной электронной подписи 
  • использовать карту для юридически значимого обмена электронными документами

Поделиться
2 160 руб. 2160 руб.
В корзину
К сравнению
4 500 руб. 4500 руб.
В корзину
К сравнению
4 800 руб. 4800 руб.
В корзину
К сравнению