Оформить заказ Продолжить покупки
x

Категории

  • Электронный документооборот
  • ОС и офисные приложения
  • Мобильные приложения
  • Автоматизация бизнеса
  • Умный дом и интернет вещей
  • Готовые решения
  • СКУД и видеонаблюдение
  • Средства защиты информации
  • Сервис

Как подать электронный иск в суд в 2023 году

Уже несколько лет граждане и юридические лица вправе обратиться в суды общей юрисдикции и арбитражные суды онлайн с помощью сервисов ГАС «Правосудие» и Мой Арбитр. Чем отличаются сервисы? Какие требования установлены для электронных документов? Какой программой подписывают электронный иск? Ответы на эти и другие вопросы читайте в нашей статье.

Нормативно-правовая база

Первоначально возможность подачи исков и иных документов онлайн появилась у участников арбитражного процесса. Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 228-ФЗ «О внесении изменений в АПК РФ» установил, помимо прочего, право лиц, участвующих в деле, представлять в арбитражный суд документы в электронном виде, заполнять формы документов, размещенных на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет. Для реализации данного права Высший Арбитражный Суд РФ утвердил Временный порядок подачи документов в арбитражные суды РФ в электронном виде. Согласно данному Временному порядку участник должен был зарегистрироваться в системе «Электронный страж» на сайте ВАС РФ для создания личного кабинета и своевременного получения уведомлений о движении документов. При этом во Временном порядке не упоминалось использование электронной подписи — ни простой, ни усиленной. Все подаваемые документы являлись сканами бумажных оригиналов с собственноручной подписью в формате PDF и размером не более 10 Мб.

Результаты эксперимента оказались положительными, было принято решение предоставить аналогичное право лицам, обращающимся в суды общей юрисдикции, модернизировать систему и унифицировать порядок подачи документов онлайн для судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Федеральный закон от 23 июня 2016 № 220-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти» установил право участников уголовного, гражданского, административного судопроизводства и арбитражного процесса подавать документы по Интернету. Данная норма начала действовать с 01 января 2017 года вместе с принятыми Порядками подачи документов онлайн в федеральные суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Позже был принят Порядок подачи документов мировым судьям и начал действовать при наличии технической оснащённости судебных участков. Первоначально подать документы электронно можно было только мировым судьям города Москвы. Мировые судьи иных субъектов России ожидают подключения к сервису (в ряде регионов уже подключены), как и функционал онлайн-обращений на портале Госуслуг (на данный момент с помощью Госуслуг можно подать документы в Верховный Суд РФ: административные иски и заявления, апелляционные, кассационные и надзорные жалобы).

Для реализации права участников судебного процесса подавать документы в электронном виде были реализованы два сервиса: ГАС «Правосудие» и Мой Арбитр (бывший «Электронный страж»).

С помощью ГАС «Правосудие» можно подать следующие виды документов:

  • исковое заявление, заявление, жалоба, представление и иные документы (гражданское судопроизводство);
  • административное исковое заявление, заявление, жалоба, представление и иные документы (административное судопроизводство);
  • ходатайство, заявление, жалоба, представление (уголовное судопроизводство).

Дополнительно можно обжаловать постановления ГИБДД по административным нарушениям, зафиксированным средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

С помощью сервиса Мой Арбитр можно подать исковое заявление, заявление, жалобу, представление и иные документы онлайн для рассмотрения экономических споров и иных категорий дел.

В какие суды можно подать документы онлайн

Верховный Суд Российской Федерации
ГАС «Правосудие» Мой Арбитр
федеральные суды общей юрисдикции:

1) кассационные суды общей юрисдикции;

2) апелляционные суды общей юрисдикции;

3) верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;

4) районные суды, городские суды, межрайонные суды (районные суды);

5) военные суды.

суды общей юрисдикции субъектов РФ: мировые судьи.

1) арбитражные суды округов;

2) арбитражные апелляционные суды;

3) арбитражные суды первой инстанции республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (арбитражные суды субъектов РФ);

4) Суд по интеллектуальным правам.

В зависимости от сферы рассматриваемого дела и вида спора физические и юридические лица подают документы онлайн с помощью ГАС «Правосудие» или сервиса Мой Арбитр. В случае неверного выбора суда будет принято определение суда о возвращение искового заявления.

Суды общей юрисдикции рассматривают:

  1. все гражданские и административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов, за исключением дел, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации рассматриваются другими судами;
  2. все уголовные дела;
  3. иные дела, отнесенные Конституцией и федеральным законодательством к их ведению.

Что нужно для подачи электронного иска в суд

Для подачи электронного иска в суд необходимо зарегистрироваться в сервисе и подписать документы соответствующей электронной подписью.

Регистрация в сервисах происходит с помощью учётной записи на Госуслугах либо квалифицированного сертификата электронной подписи.

Для подписания электронных документов, не имеющих оригинала бумажном носителе, понадобится сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи и криптопровайдер для осуществления криптографических операций.

Усиленная квалифицированная электронная подпись есть у владельцев квалифицированных сертификатов электронной подписи. Организации и индивидуальные предприниматели получают подобные сертификаты в отделениях налоговой службы или у Доверенных лиц ФНС России. Остальные физические лица должны приобретать квалифицированный сертификат в аккредитованных удостоверяющих центрах. Используя квалифицированный сертификат, заявитель вправе подписать электронный иск без предварительного документирования на бумажном носителе.

Важно! Иск, не имеющий оригинала на бумажном носителе, должен быть подписан квалифицированным сертификатом, в противном случае система вынесет технический отказ в приёме документов.

Квалифицированным сертификатом подписываются электронное исковое заявление, а также документы, которые направлены на защиту интересов истца и ограничение прав ответчика:

  • заявление об обеспечении доказательств;
  • заявление об обеспечении иска;
  • заявление о применении мер предварительной защиты по административному иску;
  • исковое заявление, которое содержит ходатайство об обеспечении иска;
  • административное исковое заявление, которое содержит ходатайство о применении мер предварительной защиты;
  • ходатайство о приостановлении исполнения судебных постановлений.

Требования к электронным документам:

  • Файл обращения в формате PDF, прилагаемые файлы в разрешённых форматах (PDF, RTF, DOC, DOCX, XLS, XLSX, ODT для текстовых документов и PDF, JPEG (JPG), PNG, TIFF для документов с изображениями).
  • Размер файла не больше 30 Мб.
  • Отдельный документ в виде отдельного файла.
  • Наименование файла должно отражать суть документа и количество листов.
  • Электронный документ подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью, запрещено использовать простую или неквалифицированную электронную подпись.
  • Вид подписи — отсоединённая, запрещено подписывать присоединённым видом подписи.
  • При подписании документа несколькими лицами каждая электронная подпись должна содержаться в отдельном файле.
  • Электронный документ должен быть подписан электронной подписью лица, которое указано в тексте электронного документа как лицо, его подписавшее. В случае подачи иска представителем по доверенности полномочия на подписание иска и его представление в суд должны быть указаны в прилагаемой доверенности.
  • Не допускается представление в суд электронных документов, подписанных электронной подписью лица, которое не указано в тексте электронного документа как лицо, его подписавшее.

Как подать электронный иск в суд с помощью сервиса Мой Арбитр

Для подачи электронного иска в суд необходимо:

  1. направить претензию и дождаться истечения срока на её ответ. Доказательства отправки понадобятся при подаче искового заявления;
  2. составить исковое заявление в формате PDF согласно требованиям АПК РФ. Образцы заявлений можно найти в интернете или обратиться к юристам в случае нетипичного спора;
  3. уплатить госпошлину согласно налоговому законодательству. На сайте Верховного Суда РФ есть калькулятор госпошлины;
  4. собрать доказательства по делу, отсканировать оригиналы на бумажных носителях;
  5. подписать исковое заявление и прилагаемые документы квалифицированным сертификатом электронной подписи программой для подписания файлов КриптоАРМ ГОСТ 3;
  6. направить исковое заявление и прилагаемые документы ответчику;
  7. авторизоваться в сервисе Мой Арбитр и в разделе Заявления и жалобы выбрать Иск (заявление);
  8. выбрать вид обращения, тип истца, заполнить пустые поля;
  9. выбрать тип участника ответчика и заполнить информацию по нему;
  10. выбрать арбитражный суд согласно требованиям АПК РФ к подсудности;
  11. на вкладке Документы заполнить поля и загрузить электронное исковое заявление и файл подписи; аналогично добавить прилагаемые документы (доказательства по делу, доверенность, заявление или иной документ вместе с файлами подписи);
  12. отправить заявление.

Как подписать документ в КриптоАРМ ГОСТ 3

Для подписания электронных документов необходимо:

  • в КриптоАРМ ГОСТ 3 открыть раздел Документы — Подпись и шифрование;
  • активировать операцию Подписать;
  • в Настройках операции выбрать вид подписи Отсоединённая;
  • выбрать сертификат подписи из списка личных сертификатов;
  • указать папку для сохранения полученных файлов;
  • добавить файл с компьютера;
  • нажать на кнопку Выполнить.

Подписанный файл формата PDF и файл подписи формата SIG загрузить в сервис.

Инструкция Как подписать документ в КриптоАРМ ГОСТ 3.

Видеоинструкция Как подписать документ в КриптоАРМ ГОСТ 3.

Сформированное заявление будет проверено системой. В случае выявленных нарушений Порядка подачи документов заявителю придёт технический отказ.

Отправитель получит технический отказ в следующих случаях:

  • обращение в суд не адресовано данному суду;
  • документы нечитаемы;
  • не соблюдены требования к формату и наименованию файлов;
  • в случае подачи документов представителем не приложена доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия;
  • выявлены нарушения иных требований, установленных Порядком подачи документов.

При соблюдении требований Порядка подачи документов заявителю придёт уведомление о том, что документы переданы в указанный суд и зарегистрированы. Уведомления о движении поданных документов будут видны в личном кабинете.

В течение пяти дней со дня поступления иска в суд судья рассмотрит документы и примет одно из следующих решений:

  • определение о принятии искового заявления — все документы составлены верно, срок исковой давности не пропущен, требования законны;
  • определение об отказе в принятии искового заявления — требования подлежат защите в порядке иного вида судопроизводства, имеется вступившее в силу решение суда общей юрисдикции или третейского суда по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, иные обстоятельства. Данное определение препятствует повторной подаче иска;
  • определение о возвращении искового заявления — не соблюдён досудебный порядок урегулирования спора, выбран неверный вид производства (исковое вместо приказного), неподсудность спора данному суду; ненадлежащий заявитель, иные обстоятельства. Данное определение не препятствует повторной подаче иска в случае исправления нарушений;
  • определение об оставлении искового заявления без движения — нарушены требования к форме и содержанию искового заявления и прилагаемых документов. Необходимо устранить нарушения в указанный в определении срок, в противном случае суд вернёт исковое заявление.

Преимущества электронной подачи

Электронная подача документов в суд не лишает участников судопроизводства обращаться в суд с бумажными документами, приносить их в канцелярию или отправлять по почте. Это дополнительный способ защиты и реализации своих прав и обязанностей для участия в судебном процессе. Однако возможность подать документы онлайн имеет определённые преимущества по сравнению с традиционным способом обращения в суд.

  • Удобство — документы можно подать, будучи дома/на работе, не нужно идти на почту, обращаться в курьерскую службу или приходить в приёмную суда. Дополнительно можно отслеживать движение документов в личном кабинете.
  • Экономичность — нет необходимости оплачивать почтовые услуги.
  • Скорость — документы направляются практически моментально, что позволяет соблюсти срок для подачи иска/отзыва на иск/апелляционной жалобы и т. д. При этом нет необходимости ждать наступления рабочего дня, документы можно подать даже ночью.
  • Сохранность — документы не будут потеряны «в пути», они хранятся в системе, с ними можно ознакомиться и, при необходимости, отследить историю изменений.
  • Забота о здоровье/Безопасность — в период неблагополучной эпидемиологической обстановки, а также в случае личной болезни, когда необходимо минимизировать контакты с другими людьми или снизить нагрузку на организм, целесообразно воспользоваться онлайн-сервисами.
  • Независимость от местоположения — онлайн-сервисы позволяют моментально подать документы в суды, которые находятся в других регионах и на разных концах страны.

Дополнительно при подаче иска можно ходатайствовать о рассмотрении дела без участия истца или о рассмотрении дела в порядке упрощённого производства без вызова сторон.

Таким образом, юридические и физические лица вправе подавать исковые заявления, ходатайства, жалобы и иные документы традиционным способом на бумаге или же онлайн с помощью сервисов ГАС «Правосудие» и Мой Арбитр. 

Для подачи электронного иска в суд понадобится следующее:

  1. учётная запись на Госуслугах или квалифицированный сертификат электронной подписи для регистрации и создания личного кабинета в сервисе;
  2. квалифицированный сертификат электронной подписи, который можно получить в налоговой инспекции (для организаций и индивидуальных предпринимателей) или в аккредитованных удостоверяющих центрах (для заявителей — физических лиц или представителей по доверенности);
  3. криптопровайдер СКЗИ КриптоПро CSP 5.0 для осуществления криптографических операций подписи;
  4. программа для подписи и шифрования файлов КриптоАРМ ГОСТ 3.
Поделиться