Митина Анастасия
25 мая 2023Как подать электронный иск в суд в 2023 году
Уже несколько лет граждане и юридические лица вправе обратиться в суды общей юрисдикции и арбитражные суды онлайн с помощью сервисов ГАС «Правосудие» и Мой Арбитр. Чем отличаются сервисы? Какие требования установлены для электронных документов? Какой программой подписывают электронный иск? Ответы на эти и другие вопросы читайте в нашей статье.
Нормативно-правовая база
Первоначально возможность подачи исков и иных документов онлайн появилась у участников арбитражного процесса. Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 228-ФЗ «О внесении изменений в АПК РФ» установил, помимо прочего, право лиц, участвующих в деле, представлять в арбитражный суд документы в электронном виде, заполнять формы документов, размещенных на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет. Для реализации данного права Высший Арбитражный Суд РФ утвердил Временный порядок подачи документов в арбитражные суды РФ в электронном виде. Согласно данному Временному порядку участник должен был зарегистрироваться в системе «Электронный страж» на сайте ВАС РФ для создания личного кабинета и своевременного получения уведомлений о движении документов. При этом во Временном порядке не упоминалось использование электронной подписи — ни простой, ни усиленной. Все подаваемые документы являлись сканами бумажных оригиналов с собственноручной подписью в формате PDF и размером не более 10 Мб.
Результаты эксперимента оказались положительными, было принято решение предоставить аналогичное право лицам, обращающимся в суды общей юрисдикции, модернизировать систему и унифицировать порядок подачи документов онлайн для судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Федеральный закон от 23 июня 2016 № 220-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти» установил право участников уголовного, гражданского, административного судопроизводства и арбитражного процесса подавать документы по Интернету. Данная норма начала действовать с 01 января 2017 года вместе с принятыми Порядками подачи документов онлайн в федеральные суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Позже был принят Порядок подачи документов мировым судьям и начал действовать при наличии технической оснащённости судебных участков. Первоначально подать документы электронно можно было только мировым судьям города Москвы. Мировые судьи иных субъектов России ожидают подключения к сервису (в ряде регионов уже подключены), как и функционал онлайн-обращений на портале Госуслуг (на данный момент с помощью Госуслуг можно подать документы в Верховный Суд РФ: административные иски и заявления, апелляционные, кассационные и надзорные жалобы).
Для реализации права участников судебного процесса подавать документы в электронном виде были реализованы два сервиса: ГАС «Правосудие» и Мой Арбитр (бывший «Электронный страж»).
С помощью ГАС «Правосудие» можно подать следующие виды документов:
- исковое заявление, заявление, жалоба, представление и иные документы (гражданское судопроизводство);
- административное исковое заявление, заявление, жалоба, представление и иные документы (административное судопроизводство);
- ходатайство, заявление, жалоба, представление (уголовное судопроизводство).
Дополнительно можно обжаловать постановления ГИБДД по административным нарушениям, зафиксированным средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.
С помощью сервиса Мой Арбитр можно подать исковое заявление, заявление, жалобу, представление и иные документы онлайн для рассмотрения экономических споров и иных категорий дел.
В какие суды можно подать документы онлайн
Верховный Суд Российской Федерации | |
ГАС «Правосудие» | Мой Арбитр |
федеральные суды общей юрисдикции:
1) кассационные суды общей юрисдикции; 2) апелляционные суды общей юрисдикции; 3) верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов; 4) районные суды, городские суды, межрайонные суды (районные суды); 5) военные суды. суды общей юрисдикции субъектов РФ: мировые судьи. |
1) арбитражные суды округов; 2) арбитражные апелляционные суды; 3) арбитражные суды первой инстанции республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (арбитражные суды субъектов РФ); 4) Суд по интеллектуальным правам. |
В зависимости от сферы рассматриваемого дела и вида спора физические и юридические лица подают документы онлайн с помощью ГАС «Правосудие» или сервиса Мой Арбитр. В случае неверного выбора суда будет принято определение суда о возвращение искового заявления.
Суды общей юрисдикции рассматривают:
- все гражданские и административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов, за исключением дел, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации рассматриваются другими судами;
- все уголовные дела;
- иные дела, отнесенные Конституцией и федеральным законодательством к их ведению.
Что нужно для подачи электронного иска в суд
Для подачи электронного иска в суд необходимо зарегистрироваться в сервисе и подписать документы соответствующей электронной подписью.
Регистрация в сервисах происходит с помощью учётной записи на Госуслугах либо квалифицированного сертификата электронной подписи.
Для подписания электронных документов, не имеющих оригинала бумажном носителе, понадобится сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи и криптопровайдер для осуществления криптографических операций.
Усиленная квалифицированная электронная подпись есть у владельцев квалифицированных сертификатов электронной подписи. Организации и индивидуальные предприниматели получают подобные сертификаты в отделениях налоговой службы или у Доверенных лиц ФНС России. Остальные физические лица должны приобретать квалифицированный сертификат в аккредитованных удостоверяющих центрах. Используя квалифицированный сертификат, заявитель вправе подписать электронный иск без предварительного документирования на бумажном носителе.
Важно! Иск, не имеющий оригинала на бумажном носителе, должен быть подписан квалифицированным сертификатом, в противном случае система вынесет технический отказ в приёме документов.
Квалифицированным сертификатом подписываются электронное исковое заявление, а также документы, которые направлены на защиту интересов истца и ограничение прав ответчика:
- заявление об обеспечении доказательств;
- заявление об обеспечении иска;
- заявление о применении мер предварительной защиты по административному иску;
- исковое заявление, которое содержит ходатайство об обеспечении иска;
- административное исковое заявление, которое содержит ходатайство о применении мер предварительной защиты;
- ходатайство о приостановлении исполнения судебных постановлений.
Требования к электронным документам:
- Файл обращения в формате PDF, прилагаемые файлы в разрешённых форматах (PDF, RTF, DOC, DOCX, XLS, XLSX, ODT для текстовых документов и PDF, JPEG (JPG), PNG, TIFF для документов с изображениями).
- Размер файла не больше 30 Мб.
- Отдельный документ в виде отдельного файла.
- Наименование файла должно отражать суть документа и количество листов.
- Электронный документ подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью, запрещено использовать простую или неквалифицированную электронную подпись.
- Вид подписи — отсоединённая, запрещено подписывать присоединённым видом подписи.
- При подписании документа несколькими лицами каждая электронная подпись должна содержаться в отдельном файле.
- Электронный документ должен быть подписан электронной подписью лица, которое указано в тексте электронного документа как лицо, его подписавшее. В случае подачи иска представителем по доверенности полномочия на подписание иска и его представление в суд должны быть указаны в прилагаемой доверенности.
- Не допускается представление в суд электронных документов, подписанных электронной подписью лица, которое не указано в тексте электронного документа как лицо, его подписавшее.
Как подать электронный иск в суд с помощью сервиса Мой Арбитр
Для подачи электронного иска в суд необходимо:
- направить претензию и дождаться истечения срока на её ответ. Доказательства отправки понадобятся при подаче искового заявления;
- составить исковое заявление в формате PDF согласно требованиям АПК РФ. Образцы заявлений можно найти в интернете или обратиться к юристам в случае нетипичного спора;
- уплатить госпошлину согласно налоговому законодательству. На сайте Верховного Суда РФ есть калькулятор госпошлины;
- собрать доказательства по делу, отсканировать оригиналы на бумажных носителях;
- подписать исковое заявление и прилагаемые документы квалифицированным сертификатом электронной подписи программой для подписания файлов КриптоАРМ ГОСТ 3;
- направить исковое заявление и прилагаемые документы ответчику;
- авторизоваться в сервисе Мой Арбитр и в разделе Заявления и жалобы выбрать Иск (заявление);
- выбрать вид обращения, тип истца, заполнить пустые поля;
- выбрать тип участника ответчика и заполнить информацию по нему;
- выбрать арбитражный суд согласно требованиям АПК РФ к подсудности;
- на вкладке Документы заполнить поля и загрузить электронное исковое заявление и файл подписи; аналогично добавить прилагаемые документы (доказательства по делу, доверенность, заявление или иной документ вместе с файлами подписи);
- отправить заявление.
Как подписать документ в КриптоАРМ ГОСТ 3
Для подписания электронных документов необходимо:
- в КриптоАРМ ГОСТ 3 открыть раздел Документы — Подпись и шифрование;
- активировать операцию Подписать;
- в Настройках операции выбрать вид подписи Отсоединённая;
- выбрать сертификат подписи из списка личных сертификатов;
- указать папку для сохранения полученных файлов;
- добавить файл с компьютера;
- нажать на кнопку Выполнить.
Подписанный файл формата PDF и файл подписи формата SIG загрузить в сервис.
Инструкция Как подписать документ в КриптоАРМ ГОСТ 3.
Видеоинструкция Как подписать документ в КриптоАРМ ГОСТ 3.
Сформированное заявление будет проверено системой. В случае выявленных нарушений Порядка подачи документов заявителю придёт технический отказ.
Отправитель получит технический отказ в следующих случаях:
- обращение в суд не адресовано данному суду;
- документы нечитаемы;
- не соблюдены требования к формату и наименованию файлов;
- в случае подачи документов представителем не приложена доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия;
- выявлены нарушения иных требований, установленных Порядком подачи документов.
При соблюдении требований Порядка подачи документов заявителю придёт уведомление о том, что документы переданы в указанный суд и зарегистрированы. Уведомления о движении поданных документов будут видны в личном кабинете.
В течение пяти дней со дня поступления иска в суд судья рассмотрит документы и примет одно из следующих решений:
- определение о принятии искового заявления — все документы составлены верно, срок исковой давности не пропущен, требования законны;
- определение об отказе в принятии искового заявления — требования подлежат защите в порядке иного вида судопроизводства, имеется вступившее в силу решение суда общей юрисдикции или третейского суда по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, иные обстоятельства. Данное определение препятствует повторной подаче иска;
- определение о возвращении искового заявления — не соблюдён досудебный порядок урегулирования спора, выбран неверный вид производства (исковое вместо приказного), неподсудность спора данному суду; ненадлежащий заявитель, иные обстоятельства. Данное определение не препятствует повторной подаче иска в случае исправления нарушений;
- определение об оставлении искового заявления без движения — нарушены требования к форме и содержанию искового заявления и прилагаемых документов. Необходимо устранить нарушения в указанный в определении срок, в противном случае суд вернёт исковое заявление.
Преимущества электронной подачи
Электронная подача документов в суд не лишает участников судопроизводства обращаться в суд с бумажными документами, приносить их в канцелярию или отправлять по почте. Это дополнительный способ защиты и реализации своих прав и обязанностей для участия в судебном процессе. Однако возможность подать документы онлайн имеет определённые преимущества по сравнению с традиционным способом обращения в суд.
- Удобство — документы можно подать, будучи дома/на работе, не нужно идти на почту, обращаться в курьерскую службу или приходить в приёмную суда. Дополнительно можно отслеживать движение документов в личном кабинете.
- Экономичность — нет необходимости оплачивать почтовые услуги.
- Скорость — документы направляются практически моментально, что позволяет соблюсти срок для подачи иска/отзыва на иск/апелляционной жалобы и т. д. При этом нет необходимости ждать наступления рабочего дня, документы можно подать даже ночью.
- Сохранность — документы не будут потеряны «в пути», они хранятся в системе, с ними можно ознакомиться и, при необходимости, отследить историю изменений.
- Забота о здоровье/Безопасность — в период неблагополучной эпидемиологической обстановки, а также в случае личной болезни, когда необходимо минимизировать контакты с другими людьми или снизить нагрузку на организм, целесообразно воспользоваться онлайн-сервисами.
- Независимость от местоположения — онлайн-сервисы позволяют моментально подать документы в суды, которые находятся в других регионах и на разных концах страны.
Дополнительно при подаче иска можно ходатайствовать о рассмотрении дела без участия истца или о рассмотрении дела в порядке упрощённого производства без вызова сторон.
Таким образом, юридические и физические лица вправе подавать исковые заявления, ходатайства, жалобы и иные документы традиционным способом на бумаге или же онлайн с помощью сервисов ГАС «Правосудие» и Мой Арбитр.
Для подачи электронного иска в суд понадобится следующее:
- учётная запись на Госуслугах или квалифицированный сертификат электронной подписи для регистрации и создания личного кабинета в сервисе;
- квалифицированный сертификат электронной подписи, который можно получить в налоговой инспекции (для организаций и индивидуальных предпринимателей) или в аккредитованных удостоверяющих центрах (для заявителей — физических лиц или представителей по доверенности);
- криптопровайдер СКЗИ КриптоПро CSP 5.0 для осуществления криптографических операций подписи;
- программа для подписи и шифрования файлов КриптоАРМ ГОСТ 3.
Похожие статьи
Засекреченная почта в новом КриптоАРМе
Появилась возможность отправки и получения электронных писем по стандарту S/MIME с применением ГОСТ криптоалгоритмов
27 декабря 2021Инструкция по установке и настройке КриптоПро CSP 5.0
Нас часто спрашивают как установить новую версию КриптоПРО CSP или ввести лицензионный ключ. Подробно об установке КриптоПРО в инструкции.
13 ноября 2019